vk.com

История Достроя

  
Сообщений: 0
Домострой
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII века
Статья о произведении Ксенофонта "Домострой" называется Домострой (Ксенофонт).
Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой»[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
Содержание
1 История
2 Структура
3 Значение
4 В культуре
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
История

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников.[4] Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.
В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».[4]

Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.

Структура

В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 68 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:

О строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму.

Значение

Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка.[4]

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени. http://ozersk24.ru/24shop/kompyuternye-trenazhery-dlja-shkolnikov/istorija.html
Редактировалось: 4 раз (Последний: 13 сентября 2012 в 21:12)
В начало страницы 
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.