vk.com
Администратор блога:
Получение прибыли является главнейшей перманентной задачей подавляющего большинства населения Земли. В этом контексте имеется ввиду не только коммерческая прибыль, получаемая корпорациями, но и доходы наемных работников, так как большинству из нас необходимо ежедневно зарабатывать деньги для оплаты повседневных расходов. Поэтому получаемый доход и особенно размер дохода является для человека жизненно важным показателем. Иногда не только как источник средств для существования, но и как мера социального статуса индивидуума. Наличие социального статуса, измеряемого уровнем получаемого высокого дохода, часто может быть ценнейшим критерием для человека.
Осознавая всю первостепенную важность материального достатка в нашем современном мире, сможет ли человек поставить моральный аспект способа получения своего дохода как наивысший и правильный критерий при принятии решения по заключению выгодной сделки или выбора той или иной компании как места работы. Способность человека осуществлять свою коммерческую деятельность в согласии с нормами морали, т.е. жертвовать своим «карманом» в пользу сохранения своих личных этических качеств может наиболее ясно определить нравственные качества человека. Поэтому в Исламе уделено огромное внимание коммерческой деятельности человека и экономической модели общества.Ислам предлагает человечеству обширный свод правил и предписаний, регулирующих финансовую и торговую сферы. В данной статьепредставлено сжатое описание основных предписания Ислама, являющихся фундаментом функционирования современной ниши Исламских финансов.
I. Шариат
Принципы функционирования Исламских финансов определены нормами и предписаниями Ислама для коммерческих сделок, финансовых операций и иных обязательств и транзакций. Исламское финансы–это форма финансирования, регулируемая нормами и предписаниями мусульманского права более известного как Шариат (араб. букв. "надлежащий путь", совокупность регулирующих поведение мусульманина норм,опирающаяся на Коран и сунны). Регулирующие нормы основываются на принципах морали, справедливости, равенства и объективности.
Термин Шариат означает путь или линию поведения, образ действий, который направлен на регулирование отношений мусульманина со Всевышним Аллахом в личном аспекте, также как и регулирование поведения, деловых отношений мусульманина с другими мусульманами и не мусульманами в социальном, экономическом и духовном аспекте. Таким образом, Шариат распространяет свое влияние на экономическую, банковскую и финансовую деятельность мусульманина.
Предписания Шариата базируются на трех источниках, перечисленных по степени важности:
Священный Коран.
Сунна нашего Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах, да приветствует).
Иджтихад и Фикх (Исламская юриспруденция).

Иджтихад с арабского дословно означает усердие, большое старание. Представляет собой сложный труд авторитетных ученых Ислама в вынесении правовых предписаний и решение различных религиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов (высказываний) Пророка Мухаммеда, кыяса(араб. сравнение) суждения по аналогии и иджмы(араб. согласие) единодушное мнение или решение авторитетных Исламских ученых по обсуждаемому вопросу.
Фикх(Исламская юриспруденция) с арабского дословно означает знание или понимание деталей и является интерпретацией священного Корана и Сунны Великими Исламскими учеными и исламскими юристами.
Существует четыре научные школы (мазхаба) Исламской юриспруденции, на мнениях которых Исламские ученые и юристы обосновывают свой Фикх:
Ханафи, самый большой мазхаб. Основатель Имам Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ибн Зута. Школа, которой в основном следуют Индия, Бангладеш, Пакистан, Афганистан, Иордан, Ливан, Сирия Ирак, Турция, Средняя и Центральная Азия, Казахстан, тюркоязычные народы России.
Малики, основатель Имам Малик ибн Анас аль-Асбахи, школа, которой следуют страны Африки.
Ханбали, основатель Имам Ахмад ибн Ханбал. Школа, которой следуют Саудовская Аравия и ЮАЭ.
Шафии, основатель Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Школа, которой следуют страны Юго-Восточной Азии и Иран.
Современные ученые-правоведы и юристы Ислама в своих выводах и рекомендациях также должны пользоваться и ссылаться на работы Великих Ученых Ислама:
Аль Бухари (AlBukhari, умер в 256 года Хиджры2),
Муслим (Muslim, умер в 261 года Хиджры),
Абу Дауд (AbuDawoud, умерв 275 года Хиджры)
Ибн Маджа (IbnMaja, умер в 275 года Хиджры),
Аль Тирмизи (Al-Tirmizzi, умер в 279 года Хиджры)
Аль Насаи (al-Nasa'i, умер в 303 года Хиджры)

II. Исламское финансирование основывается на следующих базовых принципах и предписаниях Шариата для финансовой и коммерческой деятельности мусульманина:
Доход может быть получен только двумя путями: торговлей товарами (произведенными самим продавцом или приобретенными у других) и предоставлением услуг.
Запрет на доход в виде ростовщического процента Риба (араб. означает рост, увеличение).
Продавец может продавать лишь тот товар, которым он владеет, т.е. является собственником, и который имеется физически у него в наличии.
Принцип участия в риске. Доход может быть получен только как результат коммерческой деятельности, по своей природе имеющей рисковый характер. То есть доход не может быть гарантированным, и предприниматель должен принимать на себя коммерческий риск.

Далее следует указать на важные этические ограничения в Исламе для видов коммерческой деятельности, носящих антисоциальный характер и наносящих вред всему сообществу. Мусульманину запрещено инвестировать в деятельности и торговать следующим:
Алкогольная, табачная продукция и заведения, продающие данные продукты.
Оружие, боеприпасы и их компоненты.
Казино, тотализатор и другие азартные игры.
Проституция и порнография.

III. Риба
Запрет на ростовщический процент Риба является фундаментальным в Исламе, так как получение дохода в виде риба относится к тяжкому греху. Отказ от использования риба в коммерческой и финансовой деятельности имеет исключительную важность как базовый элемент устойчивости экономической модели отдельной страны и мировой финансовой системы в целом. Поэтому концепция риба требует более детального описания.
Шариат не толкует такие субъективные критерии как небольшой или большой процент, классифицируя это как малый или большой грех, и более того взимание малого процента как допустимую деятельность или ростовщическую, если взимаемый процент рассматривается участниками рынка как «большой» или чрезмерный (превышающий приемлемый в деловой практике уровень). Шариат ясно и однозначно говорит, что любой долг, приносящий доход является Риба. Шариат запрещает зарабатывать деньги через операции с деньгами. Для получения дохода мусульманин должен заниматься торговлей - наилучшей деятельностью, предписанной Всевышним Аллахом для мусульман или предоставлять услуги.
Со времен ниспослания Священного Корана и по сегодняшний день идет дискуссия о том, что нет разницы между наценкой (процентом) за денежный кредит и доходом от продажи товара (особенно в случае продажи с отсрочкой платежа), поскольку размер надбавки в обоих случаях сопоставим особенно при равенстве сроков. По этому поводу в Священном Коране в суре Аль-Бакара (Корова) в 275м аяте сказано: «…берущие лихву (ростовщики) говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство…». Через этот аят Всевышний Аллах проясняет нам, что различие не в размере наценки (процента) или суммы прибыли от неё, а в виде сделки, оговаривающей наценку.
В Священном Коране описание риба и запрет на неё также указываются во второй суре Аль-Бакара (Корова) в аятах с 275 по 279, а в следующем 280м аяте Всевышний Аллах указывает нам: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» - аят однозначно указывает нам, что отсрочка возврата долга не обусловливается увеличением суммы долга, так как лучшим для нас будет милостыня или прощение долга должнику, оказавшимся в затруднении; в третьей суре Аль-Имран (Семейство Имрана) в аяте 130; в четвертой суре Ан-Ниса (Женщины) в аяте 161 и в тридцатой суре Ар-Рум (Римляне) в аяте 39.
Наш Пророк Мухаммед в отношении запрета на риба в одном из своих хадисов сказал: «Аллах проклял тех, кто берет процент, платит процент, и тех, кто составляет такие договора и кто является свидетелем такого договора, причем все они совершают одинаковый грех». Хадис записан со слов Джабира, передан Ахмадом и Муслимом.
Риба в общепринятом традиционном понимании рассматривается как акт взимания процента за денежный кредит. Но процент как доход за предоставление денег в долг является только одним из компонентов Риба.
В Исламе различают следующие виды Риба:
Риба ан Насия (Riba an Nassiya) – означает ростовщичество на ожидании. Такое ростовщичество возникает при неодновременном обмене равными количествами одного и того же товара, где используется разница между временем первой и второй поставки товара, без прибавления излишка.
Риба аль Фадл (Riba al Fadl) – ростовщичество, возникающее при обмене неравными количествами одного и того же вида товара одновременно, и поэтому может быть описано как ростовщичество на излишке.
Риба аль Кард или Риба аль Дайн(Riba al Qard or Riba al Duyun) – является комбинацией Риба ан Насия и Риба аль Фадл, поскольку в этом случае присутствуют оба возможных элемента Риба: задержка во времени и прибавление излишка. Эта комбинированная схема Риба и является современной формой процентного кредита, где одна сторона – заемщик, должна заплатить другой – кредитору излишек к основной сумме долга через определенное время в будущем.
Риба аль Бай (Riba al Buyu) - ростовщичество, возникающее при торговле, где могут одновременно присутствовать элементы Риба аль Фадл и Риба ан Насия. В процессе торговли Риба (прирост) может возникнуть в случае неравного количества обмениваемых однородных товаров и неодновременного обмена. Иначе говоря, для избегания Риба аль Бай количества обмениваемых однородных товаров должно быть равным и обмен должен быть произведен одновременно. Например, если одни финики обмениваются на финики другого сорта или качества, количество фиников обоих сортов должно быть одинаковым и обмен должен быть совершен одновременно на условиях спот (spot).
Предписание по запрету Риба аль Бай было установлено с целью поощрения торговли товарами за наличные деньги и препятствования распространению бартера в торговле (обмена товара на другой товар исключая использование денег), так как продажа товаров за наличные дает возможность определить и продавцу и покупателю более справедливую цену за товар, сравнивая её с ценами других товаров, выраженных в деньгах. В то время как при бартерной торговле всегда будет сложно применить сопоставимые цены для определения текущей рыночной цены обмениваемых товаров, и при бартере всегда будет существовать риск продажи товара за другой товар с применением Риба, т.е. наличия излишка, несправедливой выгоды для одной из сторон при обмене товарами.
Для подтверждения нежелательности в Исламе применения бартера в торговле можно привести достоверный хадис Пророка Мухаммеда, переданный Муслимом: «Абу Саид рассказывал, что Биляль принес Пророку Мухаммеду превосходные финики, и наш пророк спросил у него, каким образом он приобрел эти финики. Биляль ответил: “у меня было некоторое количество фиников низкого качества и я продал два мешка таких фиников за один мешок фиников высшего качества”. На это наш Пророк ответил: “Ах это и есть самая сущность Риба, это и есть самая сущность Риба. Никогда не делай так, но если ты хочешь купить финики другого качества или сорта, продай свои финики за деньги отдельно и затем купи другие финики на эту выручку”».
IV. Бай аль Сарф
Шариат предписывает особые правила для сделок по обмену деньгами, различными валютами и денежными эквивалентами, используемыми как мера стоимости. Данные предписания относятся к сделкам типа Бай аль Сарф (BayalSarf) (араб.Bay означает продажу, а Safr деньги, таком образом Бай аль Сарф можно перевести как сделка по продаже денег).
Бай аль Сарф в средние века в деловой практике арабов означал сделку по обмену денег на деньги (обмен различными монетами). После появления Ислама такого рода сделки стали строго регулироваться Шариатом, так как они могут использоваться как объект манипулирования с целью заключения сделок по предоставлению займа под проценты, т.е. с использованием Риба.
Ибн Рушд (Ibn Rushd)рассматривает и выделяет три возможные формы продажи на развитом рынке, где обращаются и товары и деньги: «Если обмениваются между собой два товара, то один товар исполняет функцию денег, а другой является оцененным товаром, или оба товара могут исполнять функцию денег. Если одна валюта (денежное средство) обменивается на другую, то такая продажа называется сарф (sarf), и когда валюта обменивается на оцененный товар - такая сделка является надлежащей продажей (bay). Схоже если один оцененный товар продается за другой оцененный товар, то это является бартером».
Предписания Бай аль Сарф основываются на достоверном хадисе нашего Пророка Мухаммеда, переданного Муслимом: «Если золото платится за золото, серебро за серебро, пшеница за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики и соль за соль, то такая продажа должна быть совершена за идентичные виды и равный вес и на условии немедленной поставки (спот). Если эти перечисленные виды различаются, т.е. золото платится за серебро или финики платятся за соль, то продавай как пожелаешь, но платеж и поставка должны быть совершены незамедлительно (на условиях спот)» Узнанные в хадисе шесть наименований золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль в Шариате именуются рибави (Ribawi) – товары, продажа которых друг против друга по правилам Шариата может осуществляться только на условии немедленной поставки и оплаты (спот), с целью недопущения использования риба.
Золото и серебро во временя нашего Пророка Мухаммеда являлись средствами денежного обращения и выполняли функцию денег, как мера стоимости и средство обмена. И Пророк Мухаммед одобрил использование золота и серебра в качестве денег через акт их использования в этом качестве им самим. Поскольку повседневная практика Пророка Мухаммеда в Исламе является неоспоримым доказательством дозволенности того или иного действия для мусульманина, то использование золота и серебра в качестве денег не может быть не правильным. Соответственно золото и серебро, указанные в хадисе о рибави представляют собой все формы денежного средства и эквивалента стоимости. Поэтому современные бумажные деньги, различные валюты подпадают под ограничения хадиса о шести рибави и по предписанию Шариата должны обмениваться между собой на условиях равенства стоимости и незамедлительной поставки (спот). Из этого следует, что при совершении сделок с деньгами в любой их форме и виде валют мусульманин должен руководствоваться предписанием Бай аль Сарф.

V. Бай аль Дайн
Логическим продолжением запрета на использование Риба, касающимся финансовых транзакций, является предписание Бай аль Дайн (BayalDayn).С арабского Бай означает продажу, а Дайн означает долг, соответственно Бай аль Дайн может быть переведено как продажа долга. Предметом долга могут быть сумма денег или товары. В Исламской юриспруденции Дайн относится к долгу, который возник в результате обязательства произвести оплату позже. Такой долг может быть обязательством по арендной плате, продаже или покупке с отсрочкой платежа, брачному договору и т.п., и который налагает обязательство на частное лицо или организацию. Бай аль Дайн - торговля долгом, или точнее говоря, продажа долга может быть определена как продажа прав на получение оплаты, возникших вследствие заключения договоров купли/продажи, произведенных услуг или предоставления ссуды, самому должнику или третьей стороне. Такая продажа долга технически может быть совершена как на условиях немедленной оплаты, так и оплаты отложенным платежом.
Практическое применение Бай аль Дайн является актуальным и исключительно важным в современных Исламских финансах, так как допустимость продажи долга относится к возможности заключения сделок по продаже на вторичном рынке сукук, эмитированных на основе долгового обязательства и не имеющих реальных активов. Пригодность к обращению на вторичном рынке сукук, структурированных на долговом обязательстве, делает такие ценные бумаги более привлекательными для институциональных инвесторов, что предполагает более успешное их размещение на первичном рынке.
Дозволенность и способы сделки Бай аль Дайн широко дискутируются между учеными Ислама и различными юридическими школами. Исламские школы выражают диаметральные мнения по вопросам допустимости продажи долга третьей стороне, продажи долга с отсрочкой платежа и продажи с дисконтом. Существуют некоторые детали и разновидности сделки Бай аль Дайн, поэтому необходимо более подробно рассмотреть этот вид сделки.
Классификация видов сделок Бай аль Дайн:
Бай дайн накд (bay dayn naqd) - продажа долга за деньги на условиях спот.
Бай дайн насия (bay dayn nassiya) - продажа долга за другой долг.
В обеих описанных сделках долг может быть продан самому должнику (ilal-madin)(тип сделки bay al daynlial-madin)или третьей стороне (тип сделки bay al daynlighayral-madin).
Сделка типа Бай дайн насия, где долг продается против отложенного платежа, то есть за другой долг приравнивается подавляющим большинством Исламских ученых к сделке типа Bay al KalibialKali или Bay al daynbialdayn, которую наш Пророк Мухаммед со слов Ибн Умара запретил как продажу долга за другой долг согласно хадиса, переданного Аль Табарани.
Практическое применение продажи кредитором долга должнику на финансовом рынке встречается редко. Это может иметь место, когда кредитор продает свою собственность, например автомобиль, должнику, который взял автомобильво временное пользование и обязан вернуть кредитору. Или кредитор продает должнику его же долговое обязательство перед кредитором, то есть фактически должник досрочно погашает свой долг. Продажа долга должником кредитору рассматривается большинством Исламских ученых и юристов четырех мазхабов как разрешенная, поскольку это приводит к досрочному погашению обязательства должника и соответственно устраняет риск неопределенности (Гарар) долгового контракта. Гарар – ещё одно важное предписание Шарита, которое будет описано ниже.
Продажа долга третьей стороне является широко распространенной современной практикой в современных финансовых операциях, и поэтому её допустимость согласно предписаниям Шариата является важным вопросом для Исламских финансовых институтов, касающегося правомерности сделок купли/продажи чеков, векселей и Исламских ценных бумаг сукук, базовым активом которых являются долговые обязательства. Мнения Исламских ученых по этому вопросу расходятся. Большинство юристов мазхабов Ханафи, Ханбали и некоторые юристы Шафии не разрешают продажу долга третьим лицам (bay al daynlighayral-madin), основываясь на наличии гарара (неопределенности) в способности сторон сделки доставить предмет договора. Данное мнение базируется на двух хадисах нашего Пророка Мухаммедав которых ясно сказано: «не продавай то, чем ты не владеешь» (передано Аль Тирмизи) и другого «не продавай не пойманную рыбу, пока она плавает в воде» (передано Ибн Маджа).
Юристы мазхаба Малики, некоторые юристы мазхаба Шафии такие как Аль Ширази, Аль Навави, Аль Субки и некоторые юристы мазхаба Хамбали как Ибн Кяим разрешают продажу долга третьей стороне, акцентируясь на том, что в Шариате нет достоверного источника, однозначно запрещающего такую продажу. Более того они утверждают, что долг это право, принадлежащее кредитору, соответственно кредитор владеет этим долгом и имеет полное право продать его либо должнику либо третьей стороне. Хотя юристы мазхабов Малики, Шафии и Ибн Кяим из мазхаба Хамбали разрешают продажу долга третьем лицам при соблюдении следующих условий:
Способность продавца доставить, передать долг;
Долг должен быть подтвержденным (day nmustaqir) и продажа долга должна быть осуществлена на условиях немедленной оплаты и поставки (спот);
Долг не должен быть следствием сделки купли-продажи средств денежного обращения (золота, серебра, современных валют) с исполнением в будущем (форвард);
Долг должен быть следствием продажи товаров, являющихся реализуемыми, пригодными для продажи на рынке. Исключаются сделки с пищевыми товарами, являющимися скоропортящимися, имеющими короткий срок годности из-за невозможности их перепродажи в будущем.
Обобщая данные четыре условия, можно заключить, что продажа долга третьей стороне допустима при условии отсутствия элемента гарар и с соблюдением предписаний для сделок с рибави.
Вторым важным и чувствительным вопросом в Шариате, касающимся продажи долга, является допустимость продажи долга третьим лицам с дисконтом к номинальной сумме долга. Первоначально необходимо рассмотреть как само понятие продажи долга с дисконтом или дисконтированный долг (dhawata’ajjal) с точки зрения Фикха. Сам принцип dhawata’ajjal (дисконтированного долга) изначально относится к акту утраты кредитором части основной суммы долга, когда должник возвращает свой долг раньше оговоренного срока. Отношение классических Исламских юридических школ к этому принципу разделилось, и существуют два основных мнения касательно дисконтирования долга:
Первое. Подавляющее большинство Исламских ученых не разрешают продажу долга с дисконтом. Аргументом в пользу запрещения дисконтирования долга является то, что уменьшение суммы долга, обоснованное досрочным возвратом очень сходно с условием увеличения суммы долга из-за отсрочки его оплаты. Сходство лежит в использовании времени/срока действия обязательства для определения цены, стоимости долга. Ясным и понятным является то, что увеличение времени возврата долга приводит к увеличению его стоимости и наоборот сокращение срока возврата уменьшает стоимость долга. Иными словами увеличение суммы долга в оплату за отсрочку его платежа есть риба. По такому же признаку в отношении долга, часть которого уступлена в оплату за возврат раньше срока есть риба.
Второе. Отдельные Исламские ученые разрешают дисконтирование долга.Данное мнение отстаивалось такими учеными Ислама какИбн Аббас, Аль Нахай, Зуфар, Абу Таур, Ибн Таймия и Ибн Кыям. Их аргумент среди прочих представлен рассуждением Ибн Кыяма, сделавшем вывод, что «Риба не присутствует в случае dhawata’ajjal, так как рибой считается то, что увеличивается, чего не происходит в случае dhawata’ajjal (уменьшение долга). Те, кто запретил дисконтирование долга (dhawata’ajjal) сравнивают его с риба, тогда как существует ясная разница между этими словами (RibaandDhawata’ajjal)с точки зрения их употребления. В дополнение нет единодушного согласия (nasijma)и подтвержденной аналогии (кыяс), запрещающей этот принцип».
Точка зрения современных авторитетных Исламских ученых по принципу dhawata’ajjal в отношении продажи долга (Bay al Dayn) была однозначно выражена в Резолюции № 66/2/7 Исламской Академии Фикха10. Академия одобрила принцип и практику дисконтированного долга, но ограничило его применение только между кредитором и должником без участия третьих сторон. Академия в своей резолюции выразила опасение, что если применение дисконтированного долга будет расширено до третьих сторон, то это приведет к появлению элемента риба. Мнение Академии звучит так: «Уменьшение срока долга для ускорения его возврата по запросу кредитора или должника является разрешенной согласно Шариата. Это не содержит запрещенной риба, если такое уменьшение не было оговорено заранее и отношения кредитора и должника остаются взаимными. Если, однако, третья сторона вовлечена в сделку, то уменьшение долга становится запрещенным, поскольку это будет схоже с дисконтированием векселей»11Позднее Академия на своей 16 сессии в январе 2002 года сформулировала, что продажа долга запрещена в следующих случаях:
а) продажи долгов должнику на условиях отсроченного плана платежа, увеличивающим сумму долга, так как это может быть признано как Риба аль Фадл и Риба ан Насия.
б) продажа долгов третьей стороне на условиях отсроченного плана платежа, безотносительно того, в каком виде платиться долг, поскольку это может быть признано как продажа долга за долг (Bai’ al-Kali’ bial-Kali), что однозначно запрещено Пророком Мухаммадом.
Согласно решению Академии коммерческие ценные бумаги, такие как чеки, долговые расписки и переводные векселя не могут быть проданы с дисконтом, поскольку это является элементом риба.Также не допускается заключать сделки, выпускать и распространять процентные облигации (бонды), поскольку в них присутствует элемент риба.
Организация по учету и аудиту в Исламских финансовых институтах (AAOIFI) также одобрила принцип дисконтирования долга в Стандарте Шариата № 16: «Юридическая обоснованность оплаты суммы меньшей, чем стоимость векселя или иного документа коммерческого кредита при совершении транзакции между его держателем и первичным бенефициаром – это то понятие, которое принадлежит к категории вопроса, известного как “обсуждение условийотсроченного долга, если часть его уплачивается раньше срока”. Это то, что известно как dhawata’ajjal (уменьшение суммы для ускорения оплаты), и согласно общему мнению осуществление такой транзакции является дозволенным»
Но самым главным при этом является то, что большинство современных Исламских юридических школ одобрило продажу долга третьим лицам исключительно при условиях его продажи по номиналу и немедленной поставки и платежа (спот). То есть, если долг является денежным, то он должен обмениваться на деньги и быть продан по номиналу и на условиях спот. Любое увеличение или уменьшение для одной из сторон сделки эквивалентно рибе, поскольку при оплате по номиналу долг оплачивается полностью и поэтому сделка не дает никакой прибыли покупателю или продавцу долга. Также финансовая транзакция, касающаяся продажи долга, никогда не должна содержать условие отсроченного платежа или рассрочки, поскольку это может расцениватьсякак запрещенная сделка типа Bay al KalibialKali или Bay al daynbialdayn.
Необходимо отметь, что представители современной Малазийской Исламской юридической школы высказывают альтернативную точку зрения касательно допустимости продажи долга с дисконтом. Консультативный Совет Шариата Комиссии по ценным бумагам Малайзии (SACofSC) согласился признать принцип торговли долгом как один из принципов развития рынка Исламского капитала. SACofSC отклонилось от позиции Академии и мнения большинства ученых Ислама и принял решение, что принцип dhawata’ajjal может быть применим к сделкам по продаже долга третьим лицам.
VI. Гарар
Следующим базовым ограничительным предписанием Шариата, регулирующим коммерческую деятельность и особенно принцип составления договоров, является предписание по недопущению Гарар.
Гарар (Gharar) (араб. риск, неопределенность) в широком литературном смысле в арабском языке означает любую неопределенность, двусмысленность, неоднозначность, риск, опасность или угрозу. В практическом коммерческом применении гарар относится к неопределенности в условиях договора, которая может привести к неизвестным последствиям или результатам, когда одна из сторон договора пострадает от несправедливости. Двусмысленностьинеоднозначностьвдоговоремогутприменятьсяс
целью совершения обмана, мошенничества и эксплуатирования одной из сторон договора.
В своей работе современный ученый Мухамед Обайдуллах пишет, что Исламские юридические школы дают два широких определения гарара: «Первое – гарар означающий неопределенность. Второе – гарар означающий обман». Сами Аль Сувайлем описывает сделку, включающую гарар как «эквивалент игры с нулевой суммойс сомнительной прибылью».
Основатели мазхабов Исламских научных школ дали следующие определения Гарар:
Иман Абу Ханифа – то, последствия чего скрыты;
Имам Мухаммад аш-Шафии – то, природа чего и последствия скрыты или то, что допускает две вероятности, одна из которых менее желательна, но более вероятна.
Имам Ахмад ибн Ханбал – то, последствия чего неизвестны или то, что не может быть доставлено, независимо от того существует это или нет.
Основным фактором, способствующим появлению гарара является недостаточная или неточная информация, которая с свою очередь повышает неопределенность. Такая ситуация возникает когда какие-либо элементы или составные части договора отсутствуют или недостаточно хорошо определены. Например, гарар возникает когда предмет договора попросту не существует или находится не во владении собственника, недоставляем, неточно или неясно описан, или существенные условия сделки и цена неясно оговорены. Мухамед Обайдуллах дает четыре категории описания гарара:
Расчетный риск или риск поставки – ситуация, когда предмет сделки продажи не существует. Таким образом, продавец не является фактическим владельцем предмета продажи, и, следовательно, возможность его доставки покупателю сомнительна, что соответственно приводит к неисполнению договора;
Недостаточность и неточность информации – ситуация, когда важная и необходимая информация, относящаяся к предмету договора, цене, дате поставки и т.п. неизвестна, недостаточна или несоответствует фактической. Также когда необходимая информация неточна вследствие намеренного её укрывания одной из сторон договора с целью совершения обмана или мошенничества;
Чрезмерная сложность или запутанность – ситуация, когда один договор составлен из двух или более взаимозависимых договоров, делающих их условными, что ведет к неопределенности или двусмысленности сути основного договора;
Чистая азартная игра или полагание на случайность – ситуация, когда гарар возникает вследствие неопределенности в событиях или последствиях азартных игр.
В отношении гарара существуют различные хадисы Пророка Мухаммада предписывающие необходимость избегания гарара в договорах. Например, Пророк Мухаммад запретил продавать рыбу пока она в море, птиц в небе, не родившихся животных и т.п., так как в такого рода сделках присутствует большая степень неопределенности. Конечно, практически крайне сложно заключить безрисковую сделку, приносящую прибыль, так как предпринимательская деятельность невозможна без определенного коммерческого риска. Поэтому некоторая степень гарара или неопределенности допустима.
Гарар, который делает договор недействительным, это так называемый большой гарар. Иначе говоря, наличие высокой степени гарара характеризуется наличием высокой неопределенностив условиях договора, делающей договор неприемлемым или неопределенность столь неясна, что нет общепринятых средств для её количественной оценки. Таким образом, гарар можно разделить на две категории: гарар ясир (Ghararyasir) – незначительный или небольшой и гарар фахиш(Ghararfahish) – значительный или серьезный гарар. Соответственно юридические последствия наличия гарара в договоре зависят от его категории. Незначительный гарар допустим и приемлем в договоре. Значительный гарар полностью аннулирует договор.
В современном динамичном бизнесе финансов и торговых транзакций всегда присутствует атмосфера постоянной неопределенности, и получение коммерческой прибыли невозможно без принятия разного рода рисков. И перед современными учеными Ислама и предпринимателями стоит непростая задача определения степени неопределенности трансформирующую рисковую коммерческую выгоду в неприемлемый гарар. Для этого, во-первых, все стороны договора должны действовать открыто, с учетом интересов каждой стороны и стремиться к достижению взаимовыгодного результата (win-winstrategy); во-вторых, стороны договора должны производить оценку рыночной стоимости возможных потерь и определять покроет ли ожидаемая прибыль от сделки потенциально возможные убытки.Такой оценочных подход позволяет участникам сделки принимать взвешенное решение в условиях неопределенности. В дополнение можно указать, что гарар может означать и неравенство в обладании существенной информацией о предмете договора, т.е. когда одна из сторон информирована в меньшей степени или получила неверную информацию. В результате одна из сторон несет неоправданно высокий риск, заключая сделку.
Фундаментальная причина запрещения гарара как и риба и различных типов коммерческих и финансовых сделок в Исламе – это предотвращение материальной несправедливости в человеческом обществе. Например, относительно гарара – это недопущение несправедливого преобладания одной стороны сделки над другой вследствие лучшей информированности, приводящей к получению материальных выгод, неотраженных в договоре. Для риба – это неравноправное положение кредитора и заемщика, где кредитор получает несправедливую безрисковую фиксированную прибыль независимо от результата коммерческой деятельности заемщика. А заемщик, в свою очередь, даже в случае коммерческой несостоятельности своей деловой активности должен вернуть кредитору сумму основного долга с процентами. И источником возврата денег будет являться продажа собственности заемщика.
Отсутствие справедливости в экономических отношениях между людьми неизбежно приводит к неудовлетворенности членов общества и социальной напряженности, которая может накалиться то чрезвычайно опасного уровня. Поэтому Ислам уделяет огромное внимание этическим аспектам ведения бизнеса, и предписания для деловых и финансовых отношений, коротко описанные в данной статье, направлены на устранение социальной несправедливости в человеческом обществе.
Исламская финансовая теория и мировой финансовый кризис

В связи с мировым финансовым кризисом возникла срочная необходимость предпринять радикальное переформирование существующей финансовой системы.

До сегодняшнего дня сторонники государственного вмешательства в экономику и их оппоненты, выступающие за свободную рыночную экономику, не предложили никакого реалистичного и долгосрочного способа урегулирования кризиса и не смогли дать никаких практических рекомендаций насчет того, что делать с его последствиями и как жить после него.

Итак, пришло время искать альтернативы.

В 1988 году лауреат Нобелевской премии, французский экономист Морис Алле (Maurice Allais) предсказал, что структурный кризис мировой экономики, который мы сейчас переживаем, неизбежен, и описал его последствия.

Он категорически заявил, что путь выхода из подобных кризисов лежит в плоскости структурных реформ, а не «симптоматического лечения» и состоит в выработке эффективной денежно-кредитной системы, которая действительно могла бы предотвратить такой кризис в будущем.

Двумя базовыми компонентами, лежащими в основе предлагаемой им системы, является регулирование процентной ставки до нулевой и пересмотр ставки налогообложения до 2%.

Как раз эти два компонента являются ключевыми элементами исламской экономики: ислам запрещает процентную ставку (расценивая ее как ростовщичество или риба) и требует, чтобы все мусульмане, чьи собственные средства превышают сумму, необходимую для удовлетворения минимальных потребностей (нисаб), выплачивали закят, составляющий 2,5% от стоимости имущества, находящегося в собственности по данным за этот год. Закят – один из главных экономических инструментов, призванных обеспечить социально-экономическую справедливость в мусульманском обществе.

Неудивительно, что резервная система США недавно объявила об урезании ставки кредитования до 0% - 0,0025%, и сейчас звучат призывы к значительному сокращению налогов.

Потенциал исламских финансов как альтернативы глобальной системе

Целый ряд мусульманских ученых и специалистов отрасли решительно настаивают, что исламская финансовая отрасль «обладает потенциалом, чтобы стать альтернативной моделью глобальной системе». Их аргументы базируются на следующих главных идеях исламской финансовой теории.

Исламские финансы – это модель, основанная «на таких принципах как общинный банк, этически- и социально ответственные инвестиции и партнерский маркетинг».

Наиболее характерные черты исламских финансов – это прозрачность, социально-экономическая справедливость и бескомпромиссная решимость обеспечить благополучие будущих поколений путем заботы об окружающей среде и сохранении природных богатств. Этико-философская подоплека исламской финансовой системы состоит в том, что ислам стремится претворить в жизнь финансовую систему (накопления и распределения материальных ценностей), которая была бы справедливой, прозрачной и непредвзятой, т.е. не служила бы интересам богатого меньшинства за счет бедного большинства. Конечная цель – установить социально-экономическую справедливость среди всех людей. Исламская финансовая теория выступает за справедливую структуру выплат и вознаграждений и отстаивает идеи всеобщей социально-экономической справедливости. Ислам проповедует умеренность во всех аспектах человеческой жизни и рекомендует человеку жить в пределах своих материальных возможностей.

Такой авторитетный ученый, как ибн Таймия (ум. 1328), говорил: «Следовательно, справедливость ко всем и вся – обязательна для каждого, а несправедливость к кому и чему бы то ни было запрещена. Несправедливость абсолютно недопустима ни к кому – ни к мусульманину, ни к немусульманину, ни даже к неправедному».

Учитывая причины нынешнего финансового кризиса, которые мы обсуждали раньше, можно сказать, что принципы исламской финансовой теории позволяют ей стать жизнеспособной альтернативной финансовой системой на глобальном уровне. Во-первых, банки, действующие по законам шариата, обеспечивают безупречно нравственное отношение к деньгам. Денежная масса в обязательном порядке должна соответствовать перспективам реального роста экономики для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества и большее равенство при распределении богатств. Значительная часть специалистов решительно выступает за «возврат к привязке валюты к товару (т.е. золоту) в той или иной форме» с целью восстановить стоимость денег и обеспечить рационализацию денежных потоков.

Выпуск триллионов долларов и других валют без должной поддержки как попытка восстановить ощущение экономического равновесия обязательно приведет к еще большей инфляции из-за избытка ликвидности, огромного дефицита в процессе осуществления фискальной и кредитно-денежной политики и, в конце концов, новому повышению процентных ставок на фоне того, что центральные банки будут пытаться ограничить чрезмерные расходы.

Во-вторых, в исламской финансовой системе все виды деятельности являются разрешенными (халяль), кроме тех, которые оговорены как запрещенные шариатом (харам) по причине их вредных и разрушительных последствий. Одним из столпов исламской финансовой отрасли является соответствие нормам шариата, и это соответствие определяет тот факт, что финансовая деятельность мусульман регулируется следующим сводом правил.

1. Мусульманам строго запрещено вкладывать деньги или принимать какое бы то ни было участие в экономической деятельности, связанной с взиманием или выплатами процентной ставки, с неоправданным риском и спекуляциями, независимо от того, какие формы они имеют и какими причинами оправдываются.

2. Мусульманам запрещено инвестировать в любой бизнес, связанный с незаконными видами деятельности, а именно производством и распространением товаров и/или услуг, противоречащих исламской системе ценностей (чаще всего связанных со спиртными напитками, свининой, наркотиками, азартными играми, обычным страхованием, наживе на войне и непристойных развлечениях).

3. Ислам запрещает платить или получать любую заранее оговоренную фиксированную ставку дохода от предоставленных взаймы денег. Назначение процентов (риба) ведет к обеднению малоимущих и обогащению богатых без приложения реальных усилий или участия в риске, связанном с предпринимательской деятельностью.

Кроме того, проценты обеспечивают прибыль без реальной продуктивной экономической деятельности или увеличения товарных запасов. Таким образом, любые финансовые соглашения, основанные на взимании и выплате процента, по сути, ростовщичество, ислам считает нечестными, несправедливыми и морально неоправданными, а все деньги, полученные в результате таких сделок – нечестно заработанными:

«А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания» (Коран, 4:161)

Примечательно, что все авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) и другие этические системы, например, буддизм и индуизм, единодушно осуждают ростовщичество как неэтичное и аморальное занятие.

4. Деньги, полученные в результате деятельности, связанной с участием в прибылях от существующих материальных ценностей и не связанной с их созданием, как например, взимание процентной ставки, создает капитал, однако это капитал искусственный, ни в коей мере не подпитывающий рынок. Ахмад Имад ад-Дин указывает: «Суть рынка заключается в предпринимательской деятельности», «первичная и главная функция рынка – это торговля, а не банковская деятельность».

Ислам поощряет деловую и производственную экономическую деятельность, которая создает честную и законную прибыль, и, таким образом, укрепляет позитивные отношения между финансовыми потоками и производительностью. «Это внутреннее свойство исламских финансов способствует их изоляции из зоны возможного риска, вызванного чрезмерным привлечением рычагов и спекулятивной финансовой деятельностью».

Результат ряда эмпирических исследований указывает на достоинства беспроцентного банкинга по сравнению с процентным в смысле обеспечения финансовой стабильности и экономической эффективности. В результате теперешнего финансового кризиса из мировой экономики испарились триллионы долларов, и финансовый упадок дошел до такой степени, что некоторые мусульманские ученые истолковали эти потери как выполнение обещания Аллаха: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (Коран, 2:276).

5. При отсутствии процентных финансовых операций, как в исламской финансовой отрасли, финансовые отношения между финансистами и заемщиками лучше всего описать в виде схемы обоюдного участия в прибылях и убытках. Эта модель подразумевает, что при заключении договора о партнерстве (мушарака) берут на себя риски (и получают прибыли) обе стороны, поэтому они в равной степени заинтересованы в удачном исходе их дела.

6. «Религиозная ориентация способна привлечь не только тех, кто заботится об этической стороне своих финансовых операций, потому что исламские финансы – это намного больше, чем просто запрет риба».

Все чаще интерес ученых, политиков, экономистов, активистов гражданского общества и инвесторов начинает вызывать социальная ответственность, устойчивость и нравственность предпринимательства.

Интересно, что если сейчас на Западе эти вопросы горячо дискутируются, то в исламе они являются одним из основополагающих принципов, которые должен соблюдать каждый правоверный мусульманин.

Шариат безоговорочно запрещает участвовать в любых сделках, которые могут быть связаны с мошенничеством, обманом, эксплуатацией, двусмысленностью: «Горе обвешивающим» (Коран, 83:1).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) подчеркивал важность честности, особенно в торговле. Он сказал: «Кто продает (товар) с изъяном, не указывая на него, того непрестанно ненавидит Аллах или непрестанно проклинают ангелы» (ибн Маджа).

Этими благородными принципами дорожит большинство мусульман и многие немусульмане, которые стремятся инвестировать только в социально ответственные проекты, даже если они принесут им меньшую прибыль. Таким образом, будет справедливо и разумно утверждать, что любой и каждый вид финансовой деятельности, если он не противоречит правилам и нормам шариата, является социально ответственным.

7. На исламских финансовых учреждениях, предлагающих финансовые услуги и инвестиционные портфели, не связанные с взиманием процентов, лежит нравственно-религиозная обязанность играть лидирующую роль в развитии производства и предпринимательства. Р. Саллах справедливо утверждает: «Будучи исламским учреждением, несущим определенную ответственность, [исламский] банк в своей работе обязан держать курс на развитие».

Если первоочередной целью обычных банков в условиях капиталистической экономики является максимальная прибыль за счет несправедливого взимания процентной ставки, то исламские финансовые учреждения должны действовать в соответствии со своим высоким призванием и быть партнерами по развитию, а не инструментом эксплуатации.

8. Принцип общих прибылей и убытков, воплощенный в структуре исламских финансов, означает, что право на вознаграждение (прибыль) имеет только тот, кто подвергался риску понести убыток.

Омер Чапра уверен, что этот принцип «может помочь приучить финансовую систему к большей дисциплинированности». Осознание прямой связи между участием в рисках и участием в прибылях, без сомнения, будет мотивировать финансовые учреждения действовать более осмотрительно при выдаче займов и подписании договоров.

Будучи партнером, а не просто заимодавцем, финансовое учреждение (кредитор) более осторожно оценивает риски и, следовательно, наблюдает за использованием средств предпринимателем (заемщиком). Двойная оценка рисков финансирующей стороной и предпринимателем «поможет ввести в систему более строгую дисциплину», а также качественно и количественно ограничить кредитование и объемы привлечения заемных денежных средств.

Может ли исламская финансовая отрасль выстоять под натиском кризиса?

Естественно, исламская финансовая отрасль не осталась в стороне от последствий мирового кризиса. Последующий за ним спад мировой экономики повлиял на исламские финансовые учреждения. Так, исламская ипотечная компания AMLAK (Дубай) переживает финансовые затруднения, а кувейтская инвестиционная фирма Investment Dar не может выполнить свои обязательства по выпуску сукук (исламский финансовый сертификат). И это лишь несколько примеров.

Однако в целом ситуация в исламской финансовой сфере остается относительно позитивной, банки выживают, несмотря на удручающую обстановку в мировых финансах. Экономисты неоднократно говорили, что мировую банковскую систему могли бы спасти принципы исламского банкинга, и тогда глобальный кризис был бы предотвращен, либо прошел в более легкой форме. Это утверждение основывается на том факте, что большинство, если не все, факторы возникновения и углубления нынешнего мирового финансового кризиса в исламской финансовой отрасли отсутствуют, так как запрещены правилами шариата.

Теоретически кризис на исламских рынках капитала был бы невозможен, так как, среди прочих, его движущими силами являются субстандартные кредиты, неадекватная оценка рисков, сложные финансовые инструменты передачи рисков, спекуляции и продажа ценных бумаг и товаров без покрытия, злоупотребление заемными средствами, слабая нормативно-правовая база и чрезмерное кредитование. Кризис был бы невозможен по следующим причинам. Во-первых, продажа долговых обязательств в обмен на долговые обязательства противоречит принципам шариата. В исламе торговля ведется по одному простому, но принципиально важному правилу: нельзя продавать или сдавать в аренду то, чего не имеешь, то есть то, что не является твоим реальным активом.

Так как шариат запрещает продажу долга как таковую и рискованные спекулятивные финансовые операции, он требует, чтобы они были честными, открытыми и прозрачными. Все стороны по договору имеют право знать полную информацию о всех «за» и «против» сделки, чтобы лучше оценить связанные с нею риски.

Второе. Вся деятельность в исламских финансах базируется на собственном капитале, а не на долговых обязательствах. Сделки по кредитованию возможны только в случае их поддержки активами. Следовательно, при такой системе ипотечные займы подкрепляются надежной базой активов, которая является гарантией банка на случай невыполнения обязательств по кредиту. При этом грандиозные объемы таких сумм – когда происходят невыплаты по исламским кредитам – никоим образом не угрожает здоровью и нормальной работе банковской системы. В нынешней плачевной ситуации триллионы долларов выдавались без должной поддержки активами. Поэтому можно достаточно уверенно утверждать, что нынешнего финансового кризиса не произошло бы, если бы сделки проводились в соответствии с исламской финансовой моделью, которая не признает «виртуальных денег» в бухгалтерских книгах.

Ислам проповедует умеренность во всех аспектах жизни и рекомендует мусульманам жить по своим средствам. Таким образом, мусульмане в последнюю очередь склонны брать кредиты только в силу представившейся возможности, если знают, что не в состоянии их выплатить.

Третье. Ислам исключительно заинтересован в поощрении тесных отношений и доверия между финансовыми учреждениями, предлагающими исламские финансовые продукты, и инвесторами. Такие честные отношения предполагают, что стороны, заключающие сделку, придерживаются принципа наибольшей прозрачности.

То есть, инвестор должен быть максимально честен с финансирующим учреждением, которое, в свою очередь, должно предпочесть кредитовать только надежных заемщиков, исходя из их реальных потребностей и видимой деловой активности.

Важность воспитания позитивных отношений между финансирующим органом и инвестором неоднократно подчеркивается как в исламском, так и в других финансовых контекстах. Так, Ватикан неожиданно для всех заявил о том, что признает необходимость сближения банков с клиентами, и отдал должное исламской финансовой системе за лидерство в этой области. Ватикан призвал традиционные банки учесть этические принципы деятельности исламских банков с целью «восстановить доверие клиентов во времена глобального экономического кризиса».

Четвертое. Еще один важный фактор, способствовавший наступлению кризиса, это отсутствие адекватной и эффективной системы регулирования, которая следит за соблюдением интересов инвесторов. Исламская система контроля предполагает, что потенциальные инвесторы и все участники сделки должны осознавать ее возможности и связанные с нею риски. Поэтому им в доступной форме должны быть разъяснены все риски, ответственность за это лежит на финансовом учреждении, которое обязано следовать принципу прозрачности и понятности соответствующей информации.

Пятое. Честное ведение сделок (таких как мудараба и мушарака) в соответствии с принципом разделения прибылей и убытков в духе шариата подразумевает полную открытость и прозрачность. Оба эти принципа определенно направлены на повышение рыночной дисциплины, так как являются готовым механизмом сдерживания практики неосмотрительного кредитования и обеспечения стабильности исламской финансовой системы. Сделки типа «мудараба» и «мушарака» также являются эффективными инструментами управления рисками, при этом партнеры стремятся разумно подойти к сделке, взвешивая возможные прибыли и убытки. Это позволяет избежать спекуляций и, в известной степени, неопределенности (гарар).

Шестое. Чтобы предотвратить субстандартное кредитование, ислам рассматривает отношение кредитор (финансовое учреждение) – заемщик (инвестор) как партнерство, в котором кредитор имеет долю. Риск непогашения кредита не передается и не продается. И заемщик, и заимодавец имеют взаимную заинтересованность в удачной сделке, поэтому вероятность «субстандартного», т.е. низкокачественного кредита очень мала.

М.Сиддики решительно утверждает, что «передача риска является азартной игрой» и поясняет, что абсолютно каждый заем, сделанный кредитным учреждением, связан с кредитным риском. Традиционные банки пытаются обезопасить себя от риска невыплаты, продавая эти риски третьей стороне в сделке с нулевой суммой. В отличие от контрактов, построенных на принципе разделения убытков и прибылей, где обе стороны либо выиграют, либо проиграют, передача риска гарантирует, что только одна сторона (продавец риска или его покупатель) несет убытки, причиненные другими сторонами, без создания новых материальных благ.

Седьмое. После того как многие корпорации обанкротились по причине неэтичной практики предпринимательства или учета, доверие инвесторов было подорвано. Исламские финансы обеспечивают нравственный и практический подход для тех, кто стремится инвестировать в социально ответственные портфели. Можно справедливо возразить, что мусульманам тоже свойственны мошенничество, коррупция и жадность, мусульмане тоже занимаются неэтичными видами предпринимательства. Но у этических рамок исламских финансов все-таки есть кардинальное отличие – они положены в основу деятельности исламских учреждений.

В исламе этические нормы узаконены божественными заповедями, которые являются руководством, пронизывающим все сферы жизни мусульман. В отличие от мусульманского мира, на Западе деловая этика не опирается на какую-либо конкретную общепринятую систему нравственных норм, а строится на принципе проб и ошибок, присущем любой доктрине, порожденной человеческим, а не божественным разумом.

Следовательно, западные принципы ведения бизнеса ограничены определенными пространственно-временными рамками, и не имеют универсального применения.

В Таблице 2 перечислены ключевые принципы исламских финансов, и указана их связь с рыночными механизмами. На ее основании можно сделать вывод, что последствия изъянов рыночных механизмов можно было сократить, если не полностью избежать, если бы все финансовые сделки заключались с соблюдением исламских принципов.

Очевидно, что все вышеприведенное предполагает, что мусульмане всегда твердо придерживаются заповедей ислама и следуют исламским принципам как в повседневной жизни, так и в финансовой деятельности. Правомерность этого утверждения часто ставится под сомнение. Действия мусульман не всегда соответствуют идеалам ислама. Однако истинность принципов исламского финансирования убедительно доказывает применение такого контракта, как «мурабаха».
Принято считать, что нынешний глобальный финансовый кризис был вызван кризисом ликвидности, бездумным кредитованием, быстрым ростом финансового инжиниринга, который создал сложные и запутанные финансовые инструменты передачи рисков.

Чаще всего нынешний глобальный финансовый кризис рассматривается как настоящая проверка выносливости отрасли исламских финансовых услуг и ее способности подтвердить себя в качестве надежной альтернативы традиционной финансовой системы.

В этой статье мы рассмотрим причины настоящего финансового кризиса, исламскую финансовую теорию и пути выхода из кризиса, а также суть управления исламскими финансами.

Вступление

Несмотря на то, что исламская финансовая отрасль находится в процессе становления, для нее характерен стабильный и последовательный рост в горизонтальном и вертикальном направлениях – с тех пор, как 40 лет назад было найдено практическое применение исламской финансовой теории.

Будучи способной выдержать последствия глобального финансового кризиса, оставаться относительно продуктивной в его разгар и показать себя как более справедливая и эффективная система, исламская финансовая отрасль вызывает к себе особый интерес, прежде всего, с точки зрения своей способности стабилизировать глобальную финансовую систему.

Большинство экономистов и специалистов в области финансов указывают на одни и те же причины и следствия глобального финансового кризиса. Однако до сих пор поиски выхода из него не увенчались успехом, и горячие споры по этому поводу продолжаются.

Мировым экономикам еще предстоит разработать разумные стратегии на случай кризиса, найти пути его пресечения и преодоления его разрушительных последствий.

Итак, в данной статье мы пытаемся обозначить еще одно направление поисков, предложив альтернативу, которая имеет потенциальную возможность ограничить, если не полностью устранить, источники кризиса и обеспечить стабильность рынка.

Систематический анализ причин кризиса и их оценка в сравнении с внутренними принципами исламской финансовой системы показывают, что такой кризис можно было предотвратить, если бы в мировой финансовой системе преобладали исламские принципы ведения финансовой деятельности.

Мы уверены, что помимо того, что кризис связан с грандиозными проблемами для традиционной финансовой отрасли, он представил миру индустрию исламских финансовых услуг, обладающую изобилием возможностей.

Данный материал состоит из пяти разделов. В первых двух мы обсудим причины мирового финансового кризиса. В третьем разделе – изучим исламскую финансовую теорию и ее возможности в поисках выхода из нынешнего кризиса. Раздел четыре предлагает критический анализ предпосылок возникновения исламских финансов и особенностей управления этой отраслью.

Финансовый кризис

В данном случае «финансовый кризис» подразумевает сбой в работе финансовых рынков, вызывающий ограничение потоков кредитования для частных лиц и предпринимателей, что в результате оборачивается негативными последствиями для реальной экономики товаров и услуг.

В широком смысле понятие «финансовый кризис» применяется для описания разнообразных ситуаций, при которых инвесторы неожиданно теряют существенную сумму своих инвестиций, а финансовые учреждения вдруг утрачивают значительную часть своей стоимости.

Помимо других негативных явлений, финансовый кризис обычно сопровождается обвалом рынка ценных бумаг, финансовыми «пузырями», валютным кризисом и суверенным дефолтом, означающим банкротство государства.

Причины и следствия финансового кризиса

Финансовые «пузыри» обычно связывают с упрощенным кредитованием, чрезмерной задолженностью, спекуляциями, жадностью, мошенничеством и коррупцией. Упрощенное кредитование ведет к отсутствию надлежащей рыночной дисциплины, что, в свою очередь, способствует чрезмерности и неосмотрительности при выдаче займов.

В Таблице 1 представлены наиболее распространенные факторы возникновения финансового кризиса.
Таблица 1:
Причины финансового кризиса

Несмотря на то, что источники финансового кризиса невозможно, да и бессмысленно, сводить к одному фактору, справедливо отметить, что главной причиной финансового кризиса называют снижение стандартов кредитования традиционными финансовыми учреждениями, которые идут на поводу у своей жадности и гонятся за более высокими прибылями, в сочетании с отсутствием адекватного нормативного контроля государства.

Почему коммерческие банки тяготеют к тому, чтобы действовать подобным неосмотрительным образом и злоупотребляют своими нормами кредитования, хотя полностью осознают, что эта практика влечет повышение риска и имеет негативные последствиями? Мусульманский экономист Омер Чапра (Omer Chapra) объясняет это тремя факторами:

а) несоблюдение принципа обоюдного участия (т.е. участия и кредитора, и заемщика) в прибылях и убытках ведет к нарушениям дисциплины финансовой системы;

б) астрономический рост производных ценных бумаг, в частности, таких кредитных деривативов, как кредитно-дефолтные свопы;

в) крупные банки считались «слишком большими, чтобы обанкротиться», их размеры позволяли надеяться, что центральный банк поручится за них в случае кризиса и предотвратит их крах.

Для десятилетия, предшествовавшего нынешнему финансовому кризису, были характерны большие объемы займов с высокими комиссиями, гибкая система краткосрочного кредитования ради новых ипотечных займов и, соответственно, комиссионных, высокая плата за разрыв кредитного договора, если заемщик хотел изменить ипотечного оператора до истечения срока погашения займа.

Значительные прибыли использовались на выплату бонусов фирмам-страховщикам кредитов и их боссам. К этому добавим практику секьюритизации ипотеки, когда займы объединяются и продаются Федеральной ипотечной корпорации (популярен акроним от полного названия – «Фредди Мак») и Федеральной национальной ипотечной ассоциации («Фанни Мей»). Это позволяет банкам высвобождать свои капиталы и повышать оборот ипотечных кредитов, а значит получать больше комиссионных за продажу.

Таким образом, банки переходили на краткосрочное кредитование, предпочитая разрывать долгосрочные отношения с заемщиками и, в конце концов, привыкли к практике безответственного кредитования. Именно она стала первопричиной нынешнего финансового кризиса.

Например, британский банк Northern Rock мог ссудить 125% стоимости имущества на обустройство и оборудование дома, а «подводный камень» заключался в том, что он зарабатывал большие комиссионные от высокой стоимости ипотеки.

В конце концов, неосмотрительное кредитования привело к повсеместному применению экзотических и сложных финансовых инструментов на фоне чрезмерной зависимости от разного рода финансовых моделей – два этих момента и дали толчок кризису.

Как считают исламские ученые, специалисты в области финансов Мухаммад Акрам Лалдин и Шабнам Мохтар, существуют разные способы управления рисками, такие как передача риска, удержание риска, избежание риска и его снижение. Кредитные производные инструменты, такие как кредитно-дефолтные свопы и обеспеченные залогом (т. е. долговыми обязательствами) долговые обязательства, сосредоточены только на передаче риска.

К тому же, чрезмерная зависимость от финансовых моделей упрощает количественную оценку риска, но создает среди банковского руководства и в органах регулирования иллюзию точности, безупречности, мнимое ощущение безопасности.

Повсеместно слепо применялась формула расчета «стоимости, подверженной риску» (VaR), позволяющая рассчитать максимально возможные убытки фирмы. Так, даже Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) требовала от всех финансовых учреждений предоставлять инвесторам информацию о своих рисках на основании этой формулы ввиду отсутствия иной модели, позволяющей суммировать все возможные риски учреждения.

Неуверенный ответ западных правительств и, в частности, американского, на безответственное поведение крупных финансовых учреждений усилило в них «мнимое чувство того, что их крах невозможен» (Омер Чапра, 2009). Например, как только забрезжила угроза банкротства ряда крупнейших финансовых учреждений, американское правительство поспешило на помощь и объявило, что готово скупить токсичные банковские активы стоимостью свыше 1 триллиона долларов.

Дилемма субстандартного кредитования и глобальный финансовый кризис

Считается, что любой экономический кризис является продуктом дешевого кредитования: низкая процентная ставка порождает спрос на займы, которые не могут быть погашены в случае последующего повышения процентной ставки. Низкие процентные ставки в США делали ипотечные кредиты более привлекательными и доступными.

Банки, считая себя неуязвимыми и желая воспользоваться существующими возможностями с максимальной выгодой для себя, применяли упрощенный подход к кредитованию, чтобы заполучить больший «кусок пирога», продав больше займов и заработав на комиссиях.

Омер Чапра указывает, что в подобной обстановке «размер займа был важнее его качества», и простых заемщиков соблазняли жить не по средствам. Но когда процентные ставки начали расти, то новые дома могли себе позволить уже далеко не все, потому что возможность погашать взятые займы резко упала.

Проблему усугубила спорная тактика ипотечных брокеров, которые предпочитали продавать своим клиентам субстандартные кредиты, а также сложные продукты, созданные промежуточными участниками, которые стремились полностью передать риск невыполнения обязательств окончательному приобретателю.

Существует ряд факторов, которые непосредственного или косвенно способствовали возникновению и распространению нынешнего кризиса кредитования, вызванного бедами субстандартного кредитования в США и банкротством некоторых американских финансовых учреждений.

Производные ценные бумаги и злоупотребление заемными средствами привело к банкротству многих авторитетных финансовых учреждений, а других поставило на грань краха. Как и можно было предположить, на этом этапе ключевую роль сыграла финансовая глобализация, из-за которой системный риск быстро распространился за пределы Америки.

Финансовые рынки приводила в движение жадность, которая разрушила мировую финансовую систему.

Масштабы спекуляции достигли недопустимого уровня. Жестокая конкуренция и непомерные требования держателей акций, жаждущих доходов, способствовали тому, что банки брали на себя неоправданный риск и раздавали кредиты ненадежным заемщикам, которые, при обычных обстоятельствах, если бы банки руководствовались стандартными критериями кредитования, не получили бы займов. Во многих случаях кредиты выдавали даже без должного изучения заявления и здравой оценки платежеспособности соискателя. Характер и средства получения процентов и принцип долговых обязательств, лежащий в основе традиционного банкинга, привели к тому, что финансовая система полностью откололась от реальной экономики.

Сделки и операции заключались и проводились на бумаге, шла торговля несуществующим товаром, не имеющим реальной экономической стоимости (Spiegel online, 2008). Неадекватность системы регулирования и надзора, низкие стандарты кредитования позволили заимодавцам выписать множество займов, а заемщикам – получать кредиты, не обеспеченные их финансовыми возможностями, и никто не задумывался, что произойдет в случае непогашения.

Эксперты считают, что выдача субстандартных займов стала еще одной важной причиной финансового кризиса. Для «субстандартных» заемщиков характерно то, что часто они не в состоянии выполнять свои обязательства по ипотеке, обременены другими кредитами, имеют низкий доход, отсюда – неспособность погашать существенные суммы кредитов и недостаточное покрытие медицинской страховки. Моралисты ставят под вопрос финансовую рациональность теории высокой прибыли, которая оправдывает взимание высокой процентной ставки с заемщиков с низким доходом и низкой ставки с заемщиков с высоким доходом, считающихся надежными и платежеспособными.

Низкое и высокое качество ипотечных кредитов увязывалось вместе в пакетах секьюритизации, которые, по общему признанию, были в состоянии выдержать экономический спад. Эти ценные бумаги, подкрепленные ипотекой, продавались вторичным инвесторам и ими торговали на промежуточном рынке, что обеспечивало значительные заработки в виде комиссий и бонусов кредитным учреждениям и их руководству. Имея на руках еще больше наличности, банки могли выдавать новые кредиты, а значит, зарабатывать новые деньги. Эта модель хорошо работала, пока заемщики исправно погашали кредиты. Но когда выплаты прекратились, модель в буквальном смысле рухнула.

Сложные инструменты создали новую финансовую структуру, которая породила виды рисков, трудные не только для понимания, но и для оценки. Вот несколько особых видов риска, присущих этой новой финансовой структуре: 1) нестрогое соблюдение требований риск-менеджмента, 2) недооценка риска, 3) применение рычагов/дефицит оборотного капитала, 4) передача риска, 5) создание нового риска, 6) затруднительная оценка риска, 7) разрыв отношений между кредитором и заемщиком, 8) чрезмерный риск на уровне кредитующего учреждения, 9) отсутствие контроля над базовым активом (Ахмед, 2009).

Банк международных расчетов (BIS) предоставлял крупным финансовым учреждениям свободу действий в расчете рисковой стоимости и поглощении риска при определении размеров необходимого капитала. Таким образом, учитывалась сумма активов, подверженных риску, но при этом все перечисленные выше ограничения продолжали действовать (Лалдин, Мохтар, 2009).

Александр (2008) справедливо заключает, что вину за нынешний финансовый кризис следует возложить на три следующих категории лиц и институтов:

1. Кредитные и инвестиционные учреждения – им не терпелось выдавать кредиты на «бросовых» условиях, и при этом они сознательно не заботились о кредитоспособности заемщиков.

2. Государство – за отсутствие соответствующей эффективной системы регулирования, что говорит о его безразличии к злоупотреблению практикой выдачи низкокачественных кредитов.

3. Заемщики, которые запрашивали кредиты, понимая, что могут не выполнить свои финансовые обязательства.

Большинство специалистов и практиков в области исламских финансов придерживаются мнения, что на самом деле мировой финансовый кризис является кризисом нравственности (Сиддики, 2008), который выражается в жадности, эксплуатации и коррупции.

Нравственную несостоятельность дополняет разрыв связи между учреждением, предоставляющим инвестиции, и инвестором (Лаунди, 2008). Очевидно, что учреждения, выдававшие субстандартные кредиты, сознательно не сообщали о потенциальных рисках подобных сделок инвесторам (заемщикам).

Подводя итог вышесказанному, согласимся, что финансовый кризис 2007-2008 года был вызван, помимо других факторов, избытком ликвидности на рынке, финансовым инжинирингом, который создавал многосторонние и слишком сложные финансовые инструменты, информационной асимметрией в том, что касалось рыночной стоимости активов, в частности на рынке структурированных кредитных инструментов, устаревшей и либеральной системой регулирования и надзора, способствовавшей повышению рисков и порождению дефектных моделей учета и управления рисками.

Целая армия участников рынка – застройщики, оценщики, страховые компании, кредитно-рейтинговые агентства и всевозможные финансовые учреждения – обеспечила просчитанную недооценку рисков и создание заинтересованной структуры, которая подменила собой традиционную роль финансового посредника.

Чтобы смягчить возможность повторения подобного финансового кризиса в будущем, необходимо:
-уменьшить чрезмерный риск с помощью эффективного регулирования и надзора,
-повысить долю капитализации всех игроков финансовой системы для уменьшения зависимости от рычагов,
-переключить внимание с исключительных рисков на системные,
-обеспечить передачу финансовыми учреждениями подробной информации о своих активах и инструментах,
-выработать надлежащие механизмы как по предотвращению риска ликвидности, так и по созданию треста или фонда для покупки проблемных активов участников рынка и улучшения показателей их ликвидности,
-создать структуру стимулирования, которая обеспечит учет общего риска по внебалансовым статьям,
-разработать правила учета, которые с помощью петли обратной связи в финансовой системе позволят избежать падения стоимости активов и искусственного раздувания экономических показателей (Мирахор (Mirachor), Кричене (Krichene), 2009).

Последствия мирового финансового кризиса

То, что вначале выглядело как тупик субстандартного ипотечного кредитования на американском рынке недвижимости, переросло в крупнейший финансовый кризис, которого мир не видел с 1930-х годов. И негативное влияние кризиса ощущается повсеместно.

Поскольку кризис коснулся почти каждого сектора мировой экономики, он так или иначе затронул каждого, независимо от страны проживания. В целом, мировым экономикам еще предстоит выработать разумные стратегии поведения, которые позволят не только выжить во время кризиса, но и по возможности как можно скорее восстановиться после его жесткого воздействия.

Стоит ли говорить, что традиционные финансовые учреждения, в общем и целом, стали первыми, кто принял на себя удар кризиса, ими же порожденного. 2008 год был отмечен рядом беспрецедентных событий, которые вызвали массовую неуверенность в существующей системе, это были:
- резкий спад на мировых фондовых рынках,
- падение или крах многих финансовых учреждений мирового уровня,
- правительства ряда высокоразвитых стран выделили свыше 7 триллионов долларов и осуществили серьезные вливания наличности в качестве мер по спасению и возрождению своей экономики,
- цены на товары и нефть достигли рекордно высоких отметок с последующим спадом,
- центральные банки понизили процентные ставки в рамках скоординированных усилий по повышению ликвидности во избежание рецессии и для восстановления доверия к финансовым рынкам.

Показателями мрачной ситуации в финансовом секторе стали вынужденные увольнения членов руководства многих компаний, массовые банкротства и огромные убытки финансовых учреждений с мировыми именами, раньше казавшихся неуязвимыми, таких как HSBC, Merrill, Citigroup, AIG и Lehman Brothers. Падение индексов Dow Jones, NASDAQ, P&P, TSE, FTSE, NIKKE и на других ведущих фондовых рынках Европы и Азии фактически стало индикатором того, насколько суровым оказался этот кризис для мировой экономики.

Когда в сентябре 2008 года корпорация Lehman Brothers Holdings Inc объявила о банкротстве, ее собственный капитал оценивался в 43 миллиарда долларов, что сделало ее одним из крупнейших банкротов за всю историю рынка недвижимости. Колоссальная сумма государственных вливаний – 180 миллиардов долларов – в страхового гиганта American International Group (AIG) по-видимому оказалась недостаточной, чтобы решить проблемы страхового конгломерата. Цены на нефть достигли запредельного уровня как для стран-экспортеров, так и для импортеров, после чего снизились до 35-40 долларов. При этом никто не может предложить никакого объяснения резким скачкам цен на нефть, кроме того, что, возможно, они были порождением чисто спекулятивных рынков.

Экономисты, финансовые эксперты и политики не прогнозируют скорого окончания кризиса и утверждают, что трудные времена еще впереди, так как крупнейшие экономики продолжают двигаться в сторону рецессии. Предположительно неустойчивость и неопределенность на мировых финансовых рынках, скорее всего, продлятся, а это обуславливает дальнейший рост безработицы и продолжение спада.
Непонятна уже ставшая аксиомой фраза о том, что Ислам ближе к социализму, чем к капитализму. Это утверждение не выдерживает никакой критики. Социализм при всех его возможно положительных показателях, в конце концов, сводится к установлению практически тотальной государственной собственности на всё.
Шариат же никоим образом не оправдывает и не приветствует государственную собственность на средства производства. Возможно, что схожесть между Исламом и социализмом возникла в связи с исламским институтом закята (обязательного налога в размере 2,5 % от чистой стоимости активов в год) и запрет на риба. Но тут стоит оговориться, что целью закята является «очищение» богатства, а не его конфискация или присвоение. Ставка закята слишком мала, чтобы лишить богатых их имущества, и достаточна (если все будут исправно платить), что помочь бедным поднять уровень своих доходов.